19.05.2011

На российский рынок облачных вычислений выходит новый игрок — группа компаний Inoventica. Консультирует группу Виталий Слизень, бывший гендиректор "Синтерры", который вошел в состав директоров Inoventica. В ближайшее время группа начнет строительство собственных центров обработки данных (ЦОД) и готовится к покупкам игроков рынка виртуализации и хостинг-провайдинга. Инвестиции в проект в течение первого года составят 1,3-1,7 млрд руб.

В созданную группу Inoventica входят ЗАО "Коммуникации для инноваций" и ООО "Иновентика Технолоджис". По словам гендиректора группы Владимира Щербина, ее акционеры ПСО "Казань" (владеет контрольным пакетом) и ЗАО "Классика". Стратегию группы писал Виталий Слизень, он вошел в совет директоров Inoventica.

Inoventica намерена реализовывать инфраструктурные проекты в сфере "облачных вычислений". Компания планирует построить шесть центров обработки данных (ЦОД), охватив 35-40 регионов, и собственные волоконно-оптические линии связи (ВОЛС) общей протяженностью 20-25 тыс. км и пропускной способностью 8 Тбит/с. Стратегия компании предусматривает также приобретение двух-трех игроков рынка виртуализации и хостинг-провайдинга из первой десятки. Партнерами Inoventica выступают Microsoft, IBM, NokiaSiemens Networks и HP. Среди потенциальных покупателей ее решений называются компании среднего и малого бизнеса.

В мае акционеры инвестировали в проект 500 млн руб., еще 300 млн руб. зарезервировано под M&A, в течение года инвестиции должны достигнуть 1,3-1,7 млрд руб., рассказал Виталий Слизень. Окупить затраты рассчитывают в течение трех лет за счет продажи миноритарной доли группы.

Облачные вычисления — модель потребления IT-продуктов и услуг, при которой вычислительные, storage-ресурсы и ядра используемых приложений находятся на стороне cloud-провайдера, в абстрактном дата-центре (отсюда и происходит метафора "облачные"). По данным IDC, объем рынка потребительских облачных IT-услуг в России в 2009 году (последние данные) составил около $4,8 млн, или менее 0,03% от IT-рынка. В ближайшие годы объем этого рынка будет расти на 100% в год и к концу 2014 года может составить $161,4 млн, прогнозируют в IDC.

В мире на начальной стадии развития рынка облачных ИТ-услуг доминировала модель AaaS, предполагающая доставку ПО, при которой поставщик разрабатывает веб-приложение и предоставляет заказчикам доступ к нему по сети. В России на AaaS по итогам 2009 года пришлось около 94% объема рынка облачных сервисов, при этом 38% этого сегмента — доходы от предоставления продуктов Microsoft через местных партнеров, Infobox, Parking.ru, Softkey, Softline и других (российские клиенты не могут платить в рублях за услуги Microsoft из ее облака в США).

Президент Microsoft в России Николай Прянишников отмечает, что в мире рост использования облачных сервисов уже начался. К 2012 году 80% компаний из Futune-1000 (список крупнейших компаний США, ранжированных по уровню дохода) будут пользоваться такими сервисами, и для России это актуальный вопрос.

В Parallels (разработчик ПО для провайдеров облачных вычислений) оценивают строительство только одного конкурентоспособного с точки зрения окупаемости ЦОД в $30 млн (843,5 млн руб. по курсу ЦБ РФ на вчера). Но реализация облачных услуг — это далеко не только ЦОДы и каналы связи, гораздо большее значение имеют непосредственно сервисы, отмечает президент Parallels на развивающихся рынках Павел Ершов. По его оценке, решение этой проблемы через покупку разработчиков или хостеров потребует инвестиций от $10 млн (281,7 млн руб.) за каждую компанию. "Лучше не скупать компании, а вложить эти средства в развитие экосистемы партнеров-разработчиков, грамотную автоматизацию и работу с клиентами",— считает он.


Анна Балашова

Источник: Коммерсант.ru


Возврат к списку