Взять и отменить 18.02.2013 Не ударит ли отмена национального роуминга по карману потребителя?

Прошлая неделя была отмечена знаком отмены национального роуминга у российских операторов мобильной связи. Вернее, предложением такой отмены, что, тем не менее, сразу вызвало общественное ликование — еще один удар по мобильному рабству! И вот уже Госдума с завидной расторопностью печет соответствующий законопроект. Революции ныне в моде: это ведь так просто — одним росчерком пера избавиться от тяжелого наследия старого мобильного мира. Однако простые формулировки типа «взять и отменить» бывают только в популистских лозунгах, а на деле все оказывается гораздо сложнее.

А что сложного? «Большая тройка» — не из бедных. Более того, по некоторым оценкам, рентабельность их бизнеса достигает 80 процентов! По другим меньше, но в любом случае не менее 40 процентов. Вполне себе логичный выбор ритуальной жертвы в интересах народных масс. К тому же, по оценкам Дениса Кускова, руководителя аналитического агентства TelecomDaily, доля нацроуминга в выручке операторов составляет не более 3—4 процентов, так что прилюдно «раскулачиваемые» операторы-мироеды не должны сильно пострадать. Правда, возникает вопрос: а стоит ли результат масштабов поднятого шума? Можно привести примеры гораздо более чувствительных для граждан перекосов в тарифной политике: услуги ЖКХ, авиабилеты на внутренних рейсах. «Насущной необходимости менять что-либо в отношении нацроуминга нет. Как не было в 2006 году, когда эта идея впервые активно прорабатывалась тогдашним профильным министерством, — комментирует Виталий Слизень, член совета директоров INOVENTICA. — Вопрос не в том, чтобы какие-то виды платежей взять и отменить, а в том, с какой целью это делается». Вот, скажем, решили в Прибалтике отменить плату в общественном транспорте. Но не для того чтобы сделать приятное гражданам. Просто государственные мужи подсчитали: это экономически выгодно. Другой пример — США, сравнимые с РФ по территории и населению. Там нет нацроуминга, все звонки в любой город страны происходят по одному тарифу. «Это было сделано для упрощения межоператорских расчетов, — поясняет Андрей Скородумов, исполнительный директор Инфокоммуникационного союза. — С США мы сравнимы только по территории, а по развитию экономики, инфраструктуры связи и мобильности населения — очень большая разница».

Действительно, вся Америка исчерчена автодорогами, вдоль которых прокладываются короба для единой для всех операторов магистрали связи еще на этапе создания трасс. Множество операторов связи конкурируют за потребителей. А население там очень мобильное: слетать или съездить на выходные к друзьям на другое побережье — обычное дело. Вот американский регулятор и рассудил, что будет проще и дешевле не контролировать взаиморасчеты всей этой разношерстной операторской братии, а создать условия для саморегулирования. На первом этапе реформы нацроуминга постановили: межоператорские тарифы должны быть не менее чем на 20 процентов меньше, чем пользовательские, а позже и вовсе убрали межоператорскую составляющую, оставив один тариф звонков по всей стране. О таком положении дел даже технически продвинутая Европа может только мечтать.

«Роуминга нет ни в одной стране Европы, но между ними он по-прежнему существует, так как в странах действуют локальные операторы, которые поддерживают и развивают свою национальную телекоммуникационную инфраструктуру, — рассказывает Павел Паплински, директор департамента стратегии и маркетинга Orange Business Services в России и СНГ. — Перемещаясь из одной страны в другую, абонент должен оплачивать услуги обоих операторов — своего домашнего и местного. Общеевропейские регуляторы прикладывают усилия, чтобы сделать роуминг доступнее для жителей объединенной Европы, но вопрос о его отмене пока не стоит». Европейский регулятор в отличие от американского предпочитает принудительное снижение цен на услуги операторов связи в роуминге. Интересно, что в последние годы большая часть европейских провайдеров связи рапортует о замедлении роста или даже падении прибыльности, замечает Мамука Мархулия, директор по корпоративным вопросам и правовой поддержке Tele2 Россия, в то время как у американских — наблюдается рост финансовых показателей.

А у нас ситуация с инфраструктурой не идет ни в какое сравнение с Европой и США. По данным Инфокоммуникационного союза, Россия кардинально отстает от развитых стран по объемам оптических магистральных каналов: в Китае их проложено 3,7 миллиона, в США — 2,8 миллиона, а у нас, извините, всего 600 тысяч километров. До 30 процентов федеральных автотрасс — вне зоны действия мобильных телефонов, говорят в TelecomDaily. Нам еще строить и строить. И потому плата за нацроуминг — это своеобразный налог на строительство новых каналов связи, что-то вроде мобильного межгорода. Кстати, термин «межгород» употребил и глава Минкомсвязи Николай Никифоров, объясняя позицию российского регулятора в данном вопросе. С его слов получается, что нацроуминг надо отменить, а вот плату за межгород оставить. Но ведь речь идет об одном и том же? Иными словами, словосочетание «внутрисетевой роуминг» выведут из употребления, а вместо него будут говорить «междугородняя связь»? Но будут ли эти словесные упражнения сопровождаться реальным обнулением роуминга? Возможно. Вот только «пипл», чье расположение пытаются завоевать политики, может в результате сильно разочароваться. Поскольку в ответ операторы просто повысят тарифы на местные звонки, размазав отнятые доходы по всей абонентской базе. И получится, что за более низкие тарифы для пяти процентов мобильного российского населения будут платить все, даже пенсионеры, не имеющие средств выехать куда-либо за пределы родного города.

Дело в том, что экономика национального роуминга гораздо сложнее, чем ее представляют горячие депутатские головы. «Сегодня в РФ имеется дифференциация тарифной политики в зависимости от уровня развития экономики в том или ином регионе, — поясняет Александр Голышко, руководитель рабочей группы при Минкомсвязи и АДЭ по разработке концепции будущего регулирования отрасли. — Внутрисетевой роуминг позволяет поддерживать низкие тарифы на вызовы в домашнем дотационном регионе, а их у нас гораздо больше, чем доноров». К тому же для мобильного межгорода порой приходится арендовать каналы связи у коллег по цеху. Отношения эти строятся по принципу «как договоришься» и усугубляются, как рассказывает Юрий Домбровский, президент Ассоциации региональных операторов связи, запретом напрямую передавать звонок в сеть соседнего региона — только через посредника.

Таких странностей накопилось множество. Частично они объясняются тем, что существующая структура присоединений операторов друг к другу была когда-то разработана с очевидной целью — собирать платежи в пользу «Ростелекома», который был главным в стране по строительству новых линий связи. Так что если уж какие революции и назрели, то в первую очередь это модернизация непрозрачной структуры того самого межгорода, о котором говорит отраслевой министр. «Идея отменить нацроуминг сама по себе хороша, — уверен Элдар Разроев, независимый эксперт в сфере сотового бизнеса. — Но без общей комплексной перестройки всей схемы транзита трафика и взаимных расчетов операторов и абонентов она теряет смысл». Если Николай Никифоров имел в виду эту комплексную задачу, то честь ему и хвала. Вот только заявленный срок ее исполнения — июль нынешнего года — навевает сомнения, как бы стремление устроить революцию в отрасли не обернулось видимостью реформ и пшиком для потребителей. Ведь «операторы-мироеды» найдут способ отыграться на наших с вами кошельках.

Вы проголосовали бы за отмену национального роуминга?
1802131.jpg
Виталий Слизень
член со­ве­та ди­рек­то­ров INOVENTICA

Если речь идет о том, чтобы просто отменить национальный роуминг, то я против. А вот если речь идет о соответствии цен на услуги связи уровню развития телекоммуникационной инфраструктуры в стране, то изменения давно назрели. Пора ввести разумный механизм возмещения операторских затрат, причем прозрачный. Ведь до сих пор никто, кроме самих операторов, не может точно сказать, насколько критичны для их бизнеса доходы от национального роуминга

1802132.jpg
Мамука Мархулия
ди­рек­тор по кор­по­ра­тив­ным воп­ро­сам и пра­во­вой под­дер­жке Tele2 Рос­сия

Внутрисетевой роуминг в больших странах — это необходимость, вызванная затратами операторов. Отмена роуминга может повлечь увеличение базовых тарифов для всех абонентов. В итоге от отмены роуминга выиграют только те 3—5 процентов пользователей, которые совершают поездки за пределы своего региона. Постепенное снижение цен на него возможно, поскольку цены на роуминг подчиняются тем же рыночным механизмам, что и базовые тарифы.

1802133.jpg
Андрей Скородумов
ис­пол­ни­тель­ный ди­рек­тор Инфо­ком­му­ни­ка­ци­он­но­го со­юза

Если под нацроумингом подразумевать междугороднюю связь, то отказаться от него можно будет, лишь когда появится развитая инфраструктура связи по всей территории страны. А до тех пор операторы должны видеть экономический смысл дальнейшего строительства магистралей. Без доходов от «межгорода» на какие средства их строить? Уравниловка тарифов по стране неизбежно приведет к росту цен на местную связь и, возможно, к падению качества услуг.

Источник: «Итоги»


Возврат к списку